История Храма 

 

Екатеринбургские Епархиальные ведомости 1886г., №26 
С. 569-574 Неофициальный отдел
Краснопольская Рождество-Богородицкая церковь и приход её Верхотурского уезда.
Древность Краснопольской церкви. 
До настоящей каменной, одноэтажной, трехъ-престольной церкви в селе Краснопольском, Верхотурского уезда, была церковь деревянная. Престолов в ней было три: в холодном храме, во имя Рождества Пресвятой Богородицы; в приделах: во имя Св. Пророка Божия Илии и третий престол во имя Святителя и Чудотворца Николая. Деревянная церковь была заложена по благословенной грамоте Епархиального Архиерея Павла, Митрополита Тобольского и Сибирского, 17(58 года, Августа 26 дня. В описи Краснопольской Рождество-Богородицкой церкви за 1824 год значится: деревянная церковь, однопрестольная, во имя Пророка Божия Илии, в приделе была уничтожена но указу бывшего Преосвященного Варлаама — за ветхостью. Вместо ветхой, деревянной, была выстроена новая церковь, тоже деревянная, только на другом месте, которая была освящена, но неизвестно в каком году. По окончании освящения, в тот же день, от неосторожности сгорела. Вместо новой сгоревшей церкви, по благословению Преосвященного Иустина, Епископа Пермского и Екатеринбургского, 1807 года, марта 24 дня, старая, деревянная церковь была поправлена. Настоящая каменная, одноэтажная церковь была заложена в 1820 году, но указу Преосвященного Иустина, Епископа Пермского и Екатеринбургского. Престолов в ней назначено три: в настоящей теплой, по правую руку во имя Пророка Божия Ильи. Антиминс на Пророко-Ильинский престол священнодействован Преосвященнейшим Иустином, Епископом Пермским и Екатеринбургским 1807 года, месяца июня в 15 день, который переменен на новый в истекшем 1885 году. Новый Антиминс освящен Преосвященнейшим Нафанаилом, Епископом Екатеринбургским и Ирбитским. Второй Престол в том же Храме, по левую руку, во имя Святители и Чудотворца Николая. Антиминс на сей Престол священнодействован в 1839 году Преосвященнейшим Аркадием Пермским и Верхотурским. Холодный Храм, во имя Рождества Пресвятая Богородицы, освящен в 1847 году, июля 30 дня. Причта по старому штату было положено издавна: Священников три, диаконов два, дьячков три и пономарей три, но по указу Верхотурского Духовного Правления, последовавшему, от 18-го сентября 1834 года, один штат от Краснопольской церкви был отделен в Петрокаменский завод к молитвенному дому, где ныне существует деревянная, трехъпрестольная церковь. Причта по новому расписанию штатов к Краснопольской церкви положено: два Священника и два псаломщика. Узаконенной пропорции: пахотной, сенокосной и усадебной земли для причта не отведено. Взамен чего, положена на штат руга в количестве 1 2/2 пудов с венца. Причт положенной руги не получает и десятой части, по причине бедности населения и раскола. Один штат пользуется церковными домами, а для другого штата церковных домов не имеется. Второй штат получает квартирный деньги от церкви в количестве 3 1/3 рубл. сер. Церковный дом, для священника, очень ветх. В зимнее время бывает нем сильный холод, а в летнее, во время дождя, течь. Доходов в Краснопольском приходе на два штата выслуживается около 400 р. сер., иногда и более, смотря по урожайному году. В Краснопольском приходе девять деревень, именно: 1) деревня Реши, 2) Сирбишная, 3) Дрягунова, 4) Продевая, 5) Бабайлова, 6) Фокинцы, 7) Матвеева, 8) Темно-осиновая и 9) Соседкова. Православных часовен в Краснопольском приходе две, именно: в деревне Решах, во имя Св. Великомученика Георгия и в деревне Сирбишной, во имя Св. Архистратига Божия Михаила. В деревне Бредовой окончена постройкою деревянная православная церковь. Утварию не достаточна. В истекшем 1885 году Верхотурское земство на окончание постройки Бродовской церкви пожертвовало 500 рубл. сер. Церковь в деревне Бродовой строилась лет около 10-ти. В Краснопольском приходе в недавнее время Правительством разрешены два молитвенные раскольнические дома: первый в деревне Фокинцах, а второй в деревне Дрягуновой. В Краснопольском приходе находятся две волости: одна в селе Краснопольском, а другая в деревне Бродовой. В Краснопольском селе находится земское народное училище, при котором учащихся мальчиков и девочек бывает около 80—90. В Краснопольском селе издавна существует земская аптека, при которой находится фельдшер. Население Краснопольского прихода со склонными к расколу состоит: мужеска пола 2629; женска пола 2856 лиц. Сверх того, раскольников считается: мужеска пола 9801; женска пола 1058. В том числе, поморской секты насчитывается семейств около 20-ти, Браков в истекшем 1885 году было 37-мь, Событий крещений было мужеска иола 157; женска пола 131. Событий присоединения из раскола в православие бывает в год не более 3-х, или 4-х обоего пола. Умерло в истекшем году мужеского пола 173; женска пола 163. Бывших у исповеди и Св. Причастия в истекшем году обоего пола 702; не бывших у исповеди по опущению 3766 обоего пола. Церковно-приходской школы в Краснопольском приходе нет. Каменных домов, нет. Существуют две лавки: одна с красным товаром, а другая со съестными припасами. Ближайшие к Краснопольскому приходу церкви суть следующие: Петрокаменского завода, Свято-Троицкая, в 12 вер.; Воскресенского села, (что Шиловка) Воскресенская, в 20 вер.; Быньговского завода, Николаевская, в 23-х верстах; Башкарского села, Иоанно-Предтеченская, в 25 верстах. Занятия жителей Краснопольского прихода и их нравственное состояние. Занятия жителей Краснопольского прихода состоит главным образом в хлебопашестве. Почва здесь недоброкачественна, песчаная, или глинистая. Землю нужно удобрять. Родится здесь преимущественно доброго качества, и только на удобренной пашне рожь. Лен, коноплю не сеют. Пшеница здесь почти вовсе не родится. Огородные продукты, необходимые для сельского жителя, родятся здесь также плохо. Жители Краснопольского прихода закупают огородные продукты в Петрокаменском заводе, отстоящем от Краснопольского прихода в 12 верстах, в котором каждое воскресение бывает съезжий торг. 
Побочные занятия жителей Краснопольского прихода состоят в выделке гвоздей крупных и мелких. Выделкою гвоздей занимаются многие жители Краснопольского прихода. Гвозди сбывают местным же зажиточным жителям, которые в свою очередь сбывают их на Ирбитской, или же Алапаевской ярмарках. Многие жители Краснопольского прихода, начиная с Сентября месяца, отправляются в куренные работы для доставки угля в Нижнетагильский заводь. Многие занимаются старательскими работами на золотых приисках», которых вблизи Краснопольского прихода находятся два: один в 7 верстах, а другой в 18-ти. В деревне Соседковой побочное занятие жителей состоит в плетении решеток и корзин, которые сбывают в окрестные заводы. В Краснопольском приходе развито также сундучное производство и плетение зимних и летних коробков. В нравственном отношении между некоторыми жителями Краснопольского прихода выделяются нехорошие качества, именно: воровство, грабеж и конокрадство. Этими нехорошими качествами некоторые жители Краснопольского прихода славятся далеко между окрестными селениями. Снятый с полей хлеб, жители Краснопольского прихода, никогда не оставляют в полях, а увозят его домой из боязни воровства. Грабеж также резко бросается в глаза, и далеко слывет между окрестными селениями. В мою даже бытность, напоминались времена давно минувшие, предания старины, времена, как будто Стеньки Разина и подобных ему людей. Схожий по безнравственным качествам со Стенькой Разиным был в Краснопольском приходе некто, по прозвищу Чертоснай – местный житель означенного прихода, в недавнее время сосланный в Сибирь на поселение по решению Екатеринбургского Окружного Суда. Чертоснай наводил страх не только на местных жителей, но и окрестных, которых грабил со своею шайкою на проезжей дороге, отнимая имущество и деньги у проезжих или же стрелял в проезжих. В мою даже бытность земский фельдшер вынимал у проезжих по несколько пуль. Конокрадство также резко бросается в глаза в Краснопольском приходе. 
В летнее время нельзя отпускать лошадей на пастбище без присмотра, иначе лошадей украдут. Православные прихожане Краснопольского прихода Храм Божий посещают в Воскресные и Праздничные дни в небольшом количестве. В болыпом же количестве православные прихожане посещают Храм Божий в, великие праздники, каковы напр. Рождество Христово, Крещение. Св. Пасха, Св. Троица и престольные праздники. 
Оспу прививать младенцам не дают, боясь прививки, как бича, несмотря на внушения духовенства и земства. Характеризуя занятия жителей Краснопольского прихода, их нравственное состояние, не мешает упомянуть о небывалом наводнении, случившемся в Краснопольском селе и его окрестностях в 1881 году на 21-е число месяца июня. Впечатление от наводнения едва ли изгладится у кого из памяти, а вероятно будет передаваться из рода в род — грядущим поколениям. В 1881 году дождь бывал часто, как ливень, но на 21-е число месяца июня был такой проливной дождь, что едва ли такого ливня кому случалось видеть когда либо. От от сильного ливня на возвышенных местах, большие бревна несло, как щепки. Выше Краснопольского села находятся две мельницы с плотинами, также прииск вилюйский, на котором также находится плотина. Наводнение прежде всего началось с вилюйской плотины. Вода, прорвав вилюйскую плотину, со всею быстротою устремилась на другую плотину; прорвав эту, устремилась на Краснопольскую плотину, которая не выдержав сильного напора воды, снесла Краснопольскую мельницу. Вода, разрушив три плотины, дала себя почувствовать набережным жителям Краснопольского села. Наводнение постигло спящих. Из домов выйти не было никакой возможности, потому что вода шла очень стремительно, разрушая крепкие столбы, ворота, амбары. Наводнение унесло мельницу со всем помолом и жерновами; несло скот, напр. овец, свиней, как щепки. Вода заливалась в набережные дома, в которых мебель и разные вещи плавали, как в реке. В это время кто сидел с иконой в руках, кто лез на кровлю дома, кто плакал, кто спасал домашний скот. К 7-ми часам вода начала сбывать в Краснополье. Из Краснополья вода устремилась в реку Нейву. На реке Нейве был построен Петрокаменский завод, назад тому 100 лет, отстоящий от Краснопольского села в 12 верстах. Сюда-то, на Петро-Каменскую плотину, вода устремилась со всею быстротою и разрушительностью. Прежде всего вода снесла Петро-Каменскую плотину, разрушив кричное заведение. Здесь большие тяжести — в 1500 пудов вода несла на расстоянии ста и более сажень. Вода своим разрушительным действием много причинили убытка заводским действиям в несколько десятков тысяч рубл. сер. Заводские действия в этом заводе, по случаю бывшего наводнения, прекратились и по настоящее время не возобновляются.

Верхотурского уезда Краснопольского села, священник Андреи Горный. января 3 дня 1886 года.